^ Начало

Главное меню

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Приложение 1 к приказу
министерства образования
Ставропольского края
от «31» августа 2012 г.
№ 808-пр

Порядок
подготовки лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

 

1. Настоящий Порядок определяет процедуру (правила) подготовки лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
Подготовка лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее – лица), осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц, в установленном порядке.
2. Обязательную подготовку проходят лица за исключением:
близких родственников ребенка, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации;
лиц, которые являлись или являются опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;
лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;
отчима (мачехи) усыновляемого ребенка.
3. Организация подготовки лиц осуществляется органом опеки и попечительства Ставропольского края, осуществляющий управление в сфере образования (далее – орган опеки и попечительства).
Полномочия органа опеки и попечительства по подготовке лиц могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее – организации по подготовке семей) в случаях и в порядке, которые установлены постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
4. Орган опеки попечительства взаимодействует с органами опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края в части проведения разъяснительной работы с лицами, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах и направления их в организации по подготовке семей.
5. Лица об¬ращаются непосредственно в органы опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края по месту жительства (месту пребывания) с заявлением, оформленным согласно Приложению 1 к Порядку, которые учитываются в органах опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края (Приложение 4).
Органы опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края выдают направления в организации по подготовке семей, оформленные согласно Приложению 2 к Порядку, на прохождение лицом подготовки. При подаче заявления лицо обязано предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Лица имеют право выбора организации, в которой они будут проходить подготовку кандидатов в приемные родители на территории Ставропольского края.
Лица с их согласия проходят психологическое обследование.
6. Иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Фе-дерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федера¬ции, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, вправе обратиться в орган опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов области для прохождения подготовки в порядке, установленном действующим законодательством.
Обучение иностранных граждан, лиц без гражданства или граждане Российской Фе¬дерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федера¬ции, осуществляется на русском языке. Иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Фе¬дерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федера¬ции, не владеющие русским языком, могут обратиться в организацию по подготовке семей с переводчиком.
7. Орган опеки и попечительства обязан подготовить гражданина, выразившего желание стать опекуном, в том числе:
ознакомить лиц с правами, обязанностями и ответственностью опекуна (попечителя), усыновителя, установленными зако¬нодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
организовать подготовку лиц в форме обучающих семи¬наров, тренинговых занятий, лекций по вопросам педагогики и психологии, осно¬вам медицинских знаний, правовым вопросам;
обеспечить психологическое обследование лица (с его согласия) для оценки его психологической готовности к приему несовершеннолетнего в свою семью.
8. Орган опеки и попечительства должен вести журнал выдачи свидетельств о прохождении подготовки лиц в соответствии с приложением № 3 к Порядку и сформировать на каждого личное дело, содержащее подтверждающие материалы о прохождении им подготовки.
В случае утери либо непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения выданного свидетельства, лицу, прошедшему программу подготовки кандидатов в приемные родители, выдается дубликат. В журнале регистрации свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, делается отметка о выдаче дубликата.
9. Организации по подготовке семей проводят итоговую аттестацию в конце курса подготовки лиц и выдают свидетельство о прохождении подготовки по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Итоговая аттестация проводится в форме собеседования.

 

 

 

 


Приложение № 1 к Порядку

В орган опеки и попечительства _____________________________ (муниципального района, городского округа)
от___________________________
(Ф.И.О. гражданина)


Заявление гражданина, выразившего желание стать опекуном
или попечителем, усыновителем, об обучении по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Я,
(фамилия, имя, отчество)
Документ, удостоверяющий личность:

(когда и кем выдан)
место жительства
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)


место пребывания
(адрес места фактического проживания)
Контактные телефоны:_____________________________________________________________

Прошу:

направить меня для прохождения обучения по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с «_____» _________ 20 ____г. в форме ______________________________________________________.
(очная, заочная, дистанционная, индивидуальная)
Даю согласие на обработку и использование моих персональных данных, содержащихся в настоящем заявлении и в представленных мною документах.
Даю согласие на прохождение психологического обследования ____________________________________________________________________.

 

(подпись, дата)

Приложение № 2 к Порядку

Бланк органа опеки
и попечительства
муниципального района
(городского округа)
Руководителю ___________________________
(наименовании организации) ________________________________
Ф.И.О. руководителя

от руководителя органа, уполномоченного на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних ________________________________________
(Ф.И.О., должность)


Н А П Р А В Л Е Н И Е

Для подготовки лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах в
______________________________________________________, расположенной в
____________________________________________________________________
(наименование организации, осуществляющей подготовку лиц)
по адресу:___________________________________________________________

направляется_________________________________________________________
(ФИО лица, дата рождения)

проживающий по адресу: _________________________________________________,
(адрес проживания гражданина)
контактный телефон:______________________________________________________,

с «_____» _________ 20 ____г.

 

________________ __________________

руководитель органа опеки и (подпись) (Ф.И.О.)
попечительств

 

 

 

 

 

Приложение № 3
к Порядку


Журнал
регистрации свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей


№ п/п Фамилия, имя, отчество гражданина

 

Место проживания
(регистрации)
гражданина Период
прохождения
подготовки Реквизиты
свидетельства
(№, дата)

 

 


дата)

 

(№, дата) Отметка о выдаче свидетельства
(дубликата)

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 


Приложение № 4
к Порядку


Журнал
учета заявлений лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей


№ п/п Фамилия, имя, отчество гражданина

 

Место проживания
(регистрации)
гражданина Паспортные данные
гражданина Выбор организации для прохождения обучения

 

 

дата)

 

(№, дата) Отметка о выдаче направления
(реквизиты направления)

 

 

 

 

 



 

 

Приложение 2 к приказу
министерства образования
Ставропольского края
от «31» августа 2012 г.
№ 808-пр

 

Программа
подготовки лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах «Школа приемных родителей»

Пояснительная записка
На сегодняшний день одной из приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семейная форма. Семья является наиболее благоприятной средой для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации ребенка (подростка), приобщения его к основ¬ным общечеловеческим ценностям, моральным и культур¬ным стандартам поведения.
Анализ статистических данных показывает, что зафиксирован значительный рост количества людей, желающих стать замещающими родителями, но обычно люди, желающие взять ребенка из детского дома, не знают особенностей развития детей, оставшихся без родительской опеки. Это приводит к совершению ошибок, которые болезненно сказываются и на детях, и на родителях. Обучение по специально разработанной программе дает возможность информировать кандидатов в усыновители о возможных трудностях усыновления, попечительства и еще раз обдумать свое решение стать замещающими родителями.
Таким образом, актуальным становится вопрос о том, в чем особенность воспитания детей-сирот в семье, в чем разница между воспитанием родных детей и детей, принятых на воспитание, где могут возникнуть «острые углы» в воспитании и как их можно обойти.
Программа «Школа приемных родителей» является программой для кандидатов в замещающие родители и повышает уровень социально-психологической готовности потенциальных замещающих родителей к принятию в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, помогает организовать ребенка к жизнедеятельности в условиях замещающей семейной заботы.
В ходе проведения программы наиболее востребованы такие услуги психолога как «выбор формы жизнеустройства ребёнка на основании изучения потребностей и психологической готовности семьи», «критерии подбора семьи и ребёнка, их психологическая совместимость», «помощь членам семьи в установлении контакта с приёмным ребёнком», «этап первоначального включения ребёнка в семью».
Целевая группа:
1. Потенциальные замещающие родители, приемные родители, усыновители и опекуны.
Основная цель – развитие приоритетных форм жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, планирующих взять приемного ребенка и/или уже имеющих приемных детей.
Цели «Школы приёмных родителей»:
1. Подвести кандидатов в приёмные родители к осознанному выбору стать приёмными родителями.
2. Сформировать установку - уметь применять полученные знания на практике.
Основные задачи:
1. Создать условия для осознания потенциальными приемными родителями своих чувств, мотивов и ожиданий в процессе принятия решения взять ребенка в семью.
2. Информировать об особенностях психического развития и состояния здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Установить уровень психологических знаний и педагогических навыков кандидатов в приемные родители.
4. Вырабатывать способность формировать реальные ожидания от приёмного ребёнка.
5. Заботиться о качестве воспитания приёмного ребёнка.
6. Актуализировать ресурсы семей кандидатов в приемные родители.
7. Формировать четкие представления о роли семьи и семейного воспитания в процессе развития личности приёмного ребенка.
8. Сформировать у кандидатов в приемные родители умение оценивать состояние взаимоотношений и взаимодействий в семье.
9. Сформировать у кандидатов в приемные родители убеждение, что обучение – это их позиция в работе с приемными детьми.
В ходе обучения по программе слушатели могут:
- Получить полноценную подготовку и поддержку: психологическую, процедурную, процессуальную.
- Разобраться в требованиях и нормах, освоить процедуру подготовки документов.
- Реально оценить собственные силы и возможности принятия ребёнка в семью.
- Разобраться во влиянии генетики и социальных факторов на развитие ребенка. Понять особенности развития и состояния здоровья отказных детей, возможности и механизмы реабилитации.
- Узнать о проблеме контактов приемного ребенка с биологическими родителями.
- Узнать о типичных родительских ошибках, ожиданиях и разочарованиях. Научиться интерпретировать поведение детей в процессе адаптации и взросления.
- Изучить педагогические приёмы, направленные на компенсацию моральных травм и отрицательного опыта у детей.
- Встретиться с приемными родителями, имеющими опыт усыновления и воспитания детей разного возраста.
Программа реализуется в три этапа: диагностический, обучающий, аналитический. Целью диагностического этапа работы является изучение степени осознанности участниками группы мотивов и ожиданий, лежащих в основе решения принять ребёнка в семью. Проводится диагностическая работа с листами эмоционального состояния, листами мотивов и ожиданий усыновления, листами страхов.
Целью обучающего этапа работы является обучение-информирование, которое носит одновременно профилактический и образовательный характер. Кандидатам в приёмные родители даются научно-популярные психолого-педагогические и медицинские знания об особенностях развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Речь идёт о причинах возникновения отклонений, признаках, свидетельствующих о их наличии, а также возможных последствиях в дальнейшем развитии ребёнка. Акцент делается на предупреждении отклонений в развитии и поведении детей с помощью грамотного информирования будущих родителей.
На аналитическом этапе программы осуществляется изучение основных изменений, произошедших с кандидатами в замещающую семью после прохождения курса программы.
«Школа приемных родителей» состоит из трех блоков занятий и включает в себя 16 занятий общей продолжительностью 33 часа и индивидуальное консультирование специалистов на 50 часов.
Программа состоит из трех блоков:
1 блок. «Нормативно-правовые основы создания замещающей семьи».
2 блок. «Особенности и основные характеристики приемной семьи».
3 блок. «Индивидуальное консультирование специалистов».
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, круглых столов и консультаций. Занятия и консультации ведут специалисты-практики: психолог, юрист, врач, социальный педагог. По результатам обучения слушателям «Школы приемных родителей. Программы для кандидатов в замещающие родители» выдается психологическое заключение по единой форме.
Система занятий: группа формируется из кандидатов замещающие родители не более 10 человек. Продолжительность занятий 2-3 часа в будни, 5-6 часов в выходные.

Учебный план

п/п Тема, раздел Кто проводит Количество
часов
№1. Вводное занятие психолог,
социальный педагог 1 часа
1. 1 блок. «Нормативно-правовые основы создания замещающей семьи» 10 часов
№2-3. Организационно-правовые основы создания и функционирования приемной семьи юрист 4 часа
№4-5. Основные формы семейного устройства детей. Их особенности и отличия. Юрист, социальный педагог 4 часа
№6. Административная часть процесса передачи ребенка в приемную семью юрист 2 часа
2. 2 блок «Особенности и основные характеристики приемной семьи» 21 час
№7. Сознательное родительство психолог 2 часа
№8. Перечень основных компетенций замещающих родителей (базовых, личностных, межличностных, системных) психолог 2 часа
№9-10. Психофизическое развитие детей, воспитывающихся в условиях учреждения врач 4 часа
№11-12. Понятие первичной и вторичной привязанности у ребенка психолог 4 часа
№13.Социально-психолого-педагоги-ческая характеристика детей-сирот разного возраста психолог 2 часа
№14. Характеристика особенностей усыновления (попечения) детей разного возраста. Кризисные этапы возрастного развития приемных детей психолог 2 часа
№15. Встреча с приемными родителями разного стажа психолог, юрист, врач, социальный педагог 3 часа
№16. Заключительное занятие психолог, социальный педагог 2 часа
3. 3. блок «Индивидуальное консультирование специалистов»
консультации психолога - 15 часов
консультации социального педагога - 15 часов
консультации юриста - 10 часов
консультации врача - 10 часов
Всего: 80 часов

Учебно - тематический план программы
Программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах «Школа приёмных родителей в Ставропольском крае»

Программа рассчитана на 30 часа занятий, которые включают лекционные часы, семинарские занятия и занатия в форме «круглого стола», 50 часов консультаций.

Тема занятия
Содержание занятия Форма занятия Продолжительность занятия Аудитория Специалисты, ведущие занятия
1 2 3 4 5 6
1. Вводное занятие Знакомство, установление контакта и доверительных отношений круглый стол 1 часа кандидаты в приемные родители психолог
1. Блок «Нормативно-правовые основы создания замещающей семьи»
2-3. Организационно-правовые основы создания и фун¬кци-нирования приемной семьи Рассмотрение законодательной базы передачи ребёнка в приёмную семью
лекция 4 часа кандидаты в приемные родители юрист
4-5. Основные формы семейного устройства детей. Их особенности и отличия Понятие, особенности и отличия основных форм семейного жизнеустройства детей. Права и обязанности принимающей семьи лекция 4 часа кандидаты в приемные родители юрист
6. Административная часть процесса передачи ребёнка в приёмную семью
Перечень требований к усыновителям, опекунам и приемными родителям. Перечень документов, необходимых для усыновления и/или попечения.
Основные этапы процесса усыновления лекция 2 часа кандидаты в приемные родители юрист
2 блок. «Особенности и основные характеристики приемной семьи»
7. Сознательное родительство
Понятие сознательного родительства. Противопоказания для привлечения семьи к профессиональной замещающей заботе лекция 2 часа кандидаты в приемные родители психолог
8.Перечень основных компетенций замещающих родителей (базовых, личностных, межличностных, системных) Психологический портрет успешного родителя. Виды технологий формирования компетенций на различных этапах сопровождения замещающей семьи. лекция 2 часа кандидаты в приемные родители
психолог
9-10. Психофизическое развитие детей, воспитывающихся в условиях учреждения Особенности состояния здоровья детей, изъятых из неблагополучных семей. Корректируемые и некорректируемые заболевания. Основные подходы реабилитации лекция 4 часа кандидаты в приемные родители врач
11-12. Понятие первичной и вторичной привязанности у ребёнка Понятие и виды депривации. Механизмы и особенности формирования привязанности к замещающей семье. лекция, семинар 4 часа кандидаты в приемные родители психолог
13. Социально-психолого-педагогическая характеристика детей-сирот разного возраста Особенности социально-психического развития детей-сирот разного возраста. Основные подходы реабилитации семинар 2 часа кандидаты в приемные родители психолог
14. Характеристика особенностей усыновления (попечения) детей разного возраста. Кризисные этапы возрастного развития приёмных детей Особенности принятия в семью детей разного возраста и особенности прохождения кризисных этапов возрастного развития приёмными детьми семинар 2 часа кандидаты в приемные родители психолог
№ 15. Встреча с приемными родителями разного стажа Обмен опытом замещающих родителей по усыновлению и воспитанию приёмных детей разного возраста круглый стол 3 часа кандидаты в приемные родители, приёмные родители разного стажа психолог,
юрист,
социальный педагог, врач
16. Заключительное занятие
Получение обратной связи от участников группы. Анализ изменений мотивов, намерений и ожиданий усыновления.
Основные стереотипы и заблуждения, которые были преодолены в ходе обучения. круглый стол 2 часа кандидаты в приемные родители психолог

Тематическое планирование
Занятие №1. Вводное.
Цель: знакомство, установление контакта и доверительных отношений кандидатов в приёмные родители с организаторами занятий и друг с другом.
Осознание участниками группы своих мотивов и ожиданий, лежащих в основе решения принять ребёнка в семью.
Работа в группе с листами эмоционального состояния, листами мотивов и ожиданий усыновления, листами страхов.

Занятие №2-3. Организационно-правовые основы создания и фун-кционирования приемной семьи.
Цель: рассмотрение законодательной базы принятия ребёнка в приёмную семью.
Международные документы о правах детей (Конвенция ООН о правах ребёнка). Основные законодательные акты, регулирующих процесс устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей: Административный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ. Семейный кодекс. Уголовный кодекс. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Федеральный закон «Об опеке и попечительстве». Постановление Правительства РФ «О приёмной семье». Постановление Правительства «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять его в приёмную семью».
Законы Ставропольского края о приёмной семье.
Права и обязанности приёмных родителей. Основания и порядок организации приёмной семьи. Передача детей в приёмную семью. Материальное обеспечение приёмной семьи. Расторжение договора.

Занятие №4-5. Основные формы семейного устройства детей. Их особенности и отличия.
Цель: рассмотреть, проанализировать и различать разные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление /удочерение. Основные этапы усыновления. Опека и попечительство. Приёмная семья. Патронат. Наставничество (гостевое проживание, семья выходного дня). Их особенности и отличия. Права и обязанности принимающей семьи.

Занятие №6. Административная часть процесса передачи ребёнка в приёмную семью.
Цель: изучить и обсудить административную часть процесса передачи ребёнка в приёмную семью.
Административная часть процесса выбора ребёнка приёмной семьей.
Перечень требований к усыновителям, опекунам и воспитателям приёмных семей:
- жилищно-бытовые требования,
- медицинские требования,
- финансовые требования.
Перечень документов, необходимых для усыновления и/или попечения.
Основные этапы процесса усыновления.

Занятие №7. Сознательное родительство.
Цель: рассмотреть смысл и структуру понятия «родительство», который определяет тип материнского поведения и создаёт благоприятные или неблагоприятные условия для психического развития ребёнка. Формирование ценности замещающей семейной заботы.

Мотивы и ожидания семьи по поводу усыновления и/ или взятие под опеку ребёнка. Понятие и структура «психологической готовности к материнству». Психологическая готовность к материнству как фактор гармоничных взаимоотношений матери и ребенка. Сознательное родительство. Личностно-психологические качества матери, определяющие адаптивное, дезадаптивное и стрессоустойчивое поведение. Признаки нежеланного или нежеланного появления ребёнка в семье. Противопоказания для привлечения семьи к профессиональной замещающей заботе.

Занятие №8. Перечень основных компетенций замещающих родителей (базовых, личностных, межличностных, системных).
Цель: формирование четких представлений о всех видах компетенций профессиональной замещающей семьи, технологии их развития.
Структура и функции всех видов компетенций. Задачи и основные направления подготовки. Психологический портрет успешного родителя. Виды технологий формирования компетенций на различных этапах сопровождения замещающей семьи. Отношение к сопровождению.

Занятие №9-10. Психофизическое развитие детей, воспитывающихся в условиях учреждения.
Цель: формирование у приёмных родителей представлений о состоянии здоровья детей-сирот, возможностях и механизмах их реабилитации.
Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей младенческого возраста в домах ребёнка. Особенности состояния здоровья детей, изъятых из неблагополучных семей. Роль генетики и социальных факторов в развитии ребёнка. Фоновые состояния: виды, формы, прогноз. Корректируемые и некорректируемые заболевания. Основные подходы реабилитации. Адаптация ребенка в семье.

Занятие №11-12. Понятие первичной и вторичной привязанности у ребёнка.
Цель: понимание роли ранних эмоциональных переживаний детей-сирот и их влияние на психологические процессы отделения ребёнка от кровных родителей и формирования привязанности к замещающей семье.
Понятие депривации. Виды депривации. Синдром нарушения привязанности. Механизмы формирования привязанности у детей. Первичная и вторичная привязанность. Особенности формирования вторичной привязанности. Цикл «возбуждения-расслабления. В.Фальберг. Основные циклы в процессе формирования привязанности у детей. Влияние возраста ребёнка на формирование привязанности к замещающей семье. Особенности формирования привязанности к замещающей семье у младенцев, детей от 1 года до 3 лет, дошкольного возраста, младшего школьного и подросткового возраста. Синдром приёмного ребёнка.

Занятие №13. Социально-психолого-педагогическая характеристика детей-сирот разного возраста.
Цель: познакомить кандидатов в приёмные родители с особенностями психического развития детей разного возраста, имеющими опыт депривации.
Особенности социально-психического развития детей-сирот в младенчестве, в раннем и дошкольном возрасте, у младших школьников и подростков.
Основные подходы реабилитации. Жестокое обращение с ребенком и его последствие для развития ребенка.

Занятие №14. Характеристика особенностей усыновления (попечения) детей разного возраста. Кризисные этапы возрастного развития приёмных детей.
Цель: сформировать у кандидатов в приёмные родители чёткое представление об особенностях усыновления детей-сирот разного возраста. Предоставить общую и специфическую информацию об кризисных этапах возрастного развития приёмных детей, специфике их прохождения.
Плюсы и минусы принятия в семью ребёнка в возрасте от рождения до года.
Особенности усыновления детей в возрасте от года до трёх лет.
Преимущества и основные трудности усыновления ребёнка возрасте от трёх до пяти лет.
Краткая характеристика особенностей усыновления детей в возрасте от пяти до семи лет.
Влияние психологических особенностей подростков на процесс усыновления.
Особенности прохождения кризисных этапов возрастного развития приёмных детей.

Занятие №15. Встреча с приемными родителями, имеющими опыт усыновления и воспитания детей разного возраста.
Цель: создать условия для обмена опытом замещающих родителей разного стажа по усыновлению и воспитанию приёмных детей разного возраста.

Мотивы, побудившие стать замещающими родителями. Наиболее важные знания для создания приёмной семьи. Психологические, педагогически и бытовые трудности, с которыми пришлось столкнуться и способы их преодоления. Вопросы и ответы на них.

Занятие №16-17. Тренинг «Основы саморегуляции».
Цель: Сформировать у кандидатов в приемные родители представление о ресурсах и приемах саморегуляции.
Понятие ресурса и случаи, когда его необходимо подключать. Формирование практического умения управлять своим психо-эмоциональным состоянием. Способы гармонизирующего дыхания. Визуализация. Двигательные автоматизмы.

Занятие №18. Заключительное занятие.
Цель: подведение итогов по курсу программы помощи кандидатам в приёмные родители. Получение обратной связи от участников программы.
Сравнение эмоционального состояния кандидатов в приёмные родители в начале и в конце курса обучения (листы эмоционального состояния).
Анализ изменений мотивов, намерений и ожиданий усыновления.
Основные стереотипы и заблуждения, которые были преодолены в ходе обучения.
Анкетирование с целью выявления наиболее важных знаний, полученных участниками, в ходе реализации программы
Степень осознанного восприятия своего будущего родительства.
Вопросы и ответы на них.

Библиография:

1. Брутман В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства// Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998.
2. Вараева Н.В. Некоторые аспекты развития самосознания ребенка в условиях социально-реабилитационного центра и направления реабилитационной работы. Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2006.
3. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги. СПб.: Речь, 2007.
4. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Полиграф -сервис, 1998.
5. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи// Возрастные особенности психического развития детей. М., 2000.
6. Елесеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000.
7. Ерусланова Р.И., Зуйкова Е.М. Семья как объект социальной работы (региональный опыт): учебное пособие. Чебоксары, 1999.
8. Жамкочьян М. Как говорить с детьми, чтобы они нас слышали// Педология. №8, 2001.
9. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа// Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1999.
10. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1998.
11. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. завед./ Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: Владос-Пресс, 2004.
12. Преодоление трудностей социализации детей-сирот/ Под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 2006.
13. Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Дети без семьи. М.: Педагогика, 1999.
14. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга)/ Под ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2000.
15. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов /под ред. С.М. Безух, С.С. Лебедевой. СПб.: Речь, 2007.
16. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
17. Сидорова Л.К. Роль ППМС-центров в предупреждении социального сиротства и безнадзорности. // Комплексное обеспечение индивидуально-личностного развития воспитанников детского возраста. СПб.: 2000.
18. Фромм А. Азбука для родителей. М.: «Знание», 1998.
Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечения