^ Начало

Главное меню

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Актуальность программы развития

 

Проблема социального сиротства остается одной из острейших проблем в России. С каждым годом увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты относятся к числу наиболее уязвимых категорий детей. Создание условий для полноценного развития личности ребенка, нивелирующих последствия социально-психологического феномена сиротства, подготовка его к самостоятельной жизни, обеспечение успешности в постинтернатный период являются актуальными задачами, как для региональных властей, так и специалистов, работающих с этой категорией детей. В «Концепции предупреждения социального сиротства»  отмечается, что состояние учебно-воспитательного процесса в сиротских учреждениях нуждается в значительном совершенствовании. Опыт работы детских домов показывает, что вхождение выпускников в самостоятельную жизнь и решение стоящих перед ними жизненных задач затруднено и не всегда проходит успешно. Следует помнить, что во многом настоящий выпускник является результатом многолетней деятельности образовательных учреждений для детей-сирот. Современные педагоги-исследователи пришли к твердому убеждению, что воспитание успешно, если оно системно.

Традиционные средства и методы работы с учащимися-школьниками и воспитательная система школ не могут быть ориентиром в организации воспитания детей-сирот. Детский дом – это особое образовательное учреждение, которое становится для детей основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение ими социального опыта, формирование основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности. В силу особенностей развития детей-сирот детскому дому необходимо иная, чем в другом общеобразовательном учреждении, воспитательная система.

Таким образом, сегодня перед государством и обществом стоит задача - выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы, развития всех задатков и способностей, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, тем самым, компенсируя отсутствие родительской заботы. Все вышеизложенное актуализирует проблему создания гуманистических воспитательных систем в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На наш взгляд, в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к социальному становлению подрастающего поколения, к решению проблем социального сиротства, с одной стороны, и консерватизмом и инертностью педагогических систем образовательных учреждений для детей-сирот, недостаточной теоретической и практической разработанностью механизмов управления развитием воспитательных систем учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, с другой стороны.

         На основании выявленных противоречий определена проблема организационно-педагогического обеспечения процесса управления развитием воспитательной системы детского дома. В рамках данной проблемы была сформулирована тема Программы развития детского дома: «Развитие воспитательной системы детского дома, способствующей формированию социальной компетентности и готовности  воспитанников к самостоятельной жизни»

Успешность социального становления и адаптации выпускника зависит от социально-психологической готовности выпускника к самостоятельной жизни. Интегративным показателем готовности к самостоятельной жизни выступает социальная компетентность. Показателем социальной компетентности является уровень развития социальных навыков и умение адекватно их использовать в различных жизненных ситуациях. То есть взять на себя выполнение определенных социальных ролей взрослой жизни.

Мы считаем, что инновационными подходами при формировании социальной компетентности воспитанников при построении и воспитательной системы детского дома являются:

  • Развитие социальной компетентности через деятельность клубов по интересам: "Семейный клуб", "В мире профессии", "Здоровый образ жизни", "Юный экономист. Совместная деятельность детей и взрослых в клубах будет способствовать развитию интересов детей, их самостоятельности, социальной компетентности.
  • Интеграцию воспитанников в социальное окружение через различные формы  сотрудничества с социальными партнерами детского дома.

 

 

Цели и задачи Программы

 

Цель Программы: создание условий для формирования социальной компетентности воспитанников при подготовке их к самостоятельной жизни.

Задачи:

  1. Создание социально-педагогической среды, обеспечивающей:
  • Условия жизнедеятельности, близкие к семейным, поиск форм семейного устройства воспитанников;
  • Условия для приобщения воспитанников к жизни и деятельности взрослых в детском доме, развития социальной компетентности через клубную деятельность;
  • Расширение образовательного пространства (учебного, досугового, реабилитационного, производственного) для обеспечения успешного взаимодействия воспитанников с различными социальными институтами;
  • Возможность получения опыта самообеспечения за счет своего труда;
  • Социально-трудовую подготовка воспитанников.
  1. Разработка и реализация дифференцированных по возрастам программ формирования социальной компетентности по основным направлениям подготовки воспитанников к самостоятельной жизни:
  • Социально-нравственная подготовка;
  • Трудовая подготовка и профессиональная ориентация;
  • Физкультурно-оздоровительная подготовка;
  • Социально-правовая подготовка;
  • Коррекционно-развивающая подготовка;
  • Творческая самореализация и развитие личности.
  1. Создание системы мониторинга готовности воспитанников к самостоятельной жизни, успешности последетдомовской адаптации.

 

Сроки реализации Программы

 

         Программа рассчитана на пять лет 2012 -2016 годы.

 

Этап

Сроки

I.

Организационно-подготовительный этап

2012– 2013 г.г.

II.

Основной этап: реализация и внедрение разработанных подходов и программ

2013-2015 г.г

III

Заключительный этап: подведение итогов работы по Программе развития

2016 г.

        

Анализ внешней среды проводился с точки зрения возможностей, которые предоставляет среда для выполнения миссии, а также угроз, которые могут затруднить достижение миссии.

         В таблице приведен SWOT-анализ нормативно-регламентирующей базы, определена ее стратегия развития.

SWOT-анализ нормативно-регламентирующей базы

Сильные стороны

В детском доме имеется опыт разработки ряда локальных актов, регламентирующих деятельность детского дома (Устав, должностные инструкции, положение о педагогическом совете), а также сопровождение воспитанников (Положение о ПМПк, должностные инструкции специалистов).

Собрана нормативно-правовая база, регламентирующая социально-правовую защиту детей-сирот, организацию воспитательной и дополнительной  работы, сопровождения в образовательных учреждениях.

 

Слабые стороны

Существующие локальные акты устарели, недостаточны для организации деятельности  коллектива, в том числе организации воспитательного процесса, направленного на формирование социальной компетентности воспитанников и  подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.

 

Возможности

Наличие нормативно-правовой базы федерального, краевого уровней регламентирующей работу детского дома.

Возможность доступа в интернет.

 

Угрозы

Нет

        

На основании нормативно-правовой базы федерального, краевого, муниципального уровней регламентирующей деятельность учреждений для детей-сирот, были разработаны и обновлены основные локальные акты, регламентирующие деятельность педагогического коллектива и жизнедеятельность воспитанников, а также нормативно-правовой базы.

В таблице  приведен SWOT- анализ кадрового потенциала детского дома.

SWOT-анализ кадрового потенциала

Сильные стороны

Наличие заинтересованных в изменениях педагогов (60%).

Наличие опытных педагогов(40% имеют стаж работы в детском доме более 5 лет).

Достаточный уровень квалификации педагогов.

Наличие сильных воспитателей в группах, которые могут организовать работу воспитателей в группах. Наличие творческих педагогов дополнительного образования (музыкального руководителя, инструктора по труду, педагога дополнительного образования).

90 % педагогов в возрасте от 30 до 50 лет (достаточно опытные, активные и мотивированные).

Администрации детского дома, которая имеет успешный опыт работы по созданию воспитательной системы и системы сопровождения в детском доме.

Слабые стороны

Недостаточно высокая заработная плата у специалистов (медицинских работников, психолога, социального педагога).

Уровень заработной платы воспитателей ниже, чем у педагогов в школах, что не делает привлекательной работу в детском доме.

Возможности

Внедрение новой системы оплаты труда, с целью стимулирования достижений педагогов.

Возможность обучения педагогов на курсах повышения квалификации, проведение семинаров с привлечением научных работников СКИПКРО, посещение методических семинаров в других детских домах.

Интерес к работе детского дома у внешних организаций (общественных,  государственных, и др.). Готовность включаться в решение проблем детского дома.

Угрозы

Конкуренция с другими учреждениями в привлечении опытных кадров - наличие более привлекательных рабочих мест для специалистов (по уровню заработной платы, условиям труда)

 

 

  1. Разработана система оценки деятельности педагогов по достигнутым результатам, гласность в оценке.
  2. Построен комплекс системы стимулирования педагогических кадров в условиях детского дома, использование новой системы оплаты труда
  3. Организованна своевременное прохождение обучения педагогов на курсах повышения квалификации. Обучение педагогов современным информационным и педагогическим технологиям.
  4. Создана система методической работы (определены главные направления в деятельности педколлектива; создана творческая группа по разработке и внедрению программ воспитательной, коррекционно-развивающей работы направленной на преодоление трудностей социализации воспитанников, последствий депривации; создание условий для инновационной проектной деятельности; введение методики «портфолио» для оценки профессионального роста педагогов).
  5. Повышена профессиональная мотивация педагогов, работающих в детском доме за счет публичности представления результатов деятельности детского дома, внешней оценки деятельности детского дома, участия в конкурсах педагогического мастерства и т.п.

 

         В таблице  приведен SWOT-анализ материально-технической базы.

SWOT-анализ материально-технической базы

Сильные стороны

Условия проживания воспитанников приближены к домашним: групповое помещение включает игровую зону, учебную зону, спальню (на 10 человек), санитарно-гигиенический блок. Частично обновлена мебель.

Оборудован медицинский блок, кабинет психолога, социального педагога, инструктора по труду, хорошая база для творческой деятельности музыкальный зал с необходимым набором оборудования.

Есть футбольное поле.

 

Слабые стороны

Здание детского дома 70-х годов прошлого века (бывший детский сад), не проводился капитальный ремонт, реконструкция.

Нерациональное распределение помещений.

Групповые помещения нуждаются в ремонте, замене оконных блоков, замене напольного покрытия, ремонте санитарно-гигиенических  комнат, обновление мебели.

Не создана предметно-развивающая среда, не хватает различного рода дидактических, развивающих пособий и т.п. Не созданы условия для социально-бытовой ориентации воспитанников.

Нет помещения для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Существующее финансирование не позволяет в полной мере обеспечить материально-техническую базу.

Возможности

Наличие социальных партнеров, готовых оказать помощь в развитии материально-технической базы.

Использование базы других учреждений для досуговой деятельности воспитанников.

Угрозы

Недостаточное финансирование.

        

 

  1. Ремонт групповых помещений, санитарно-гигиенических комнат; обновление мебели.
  2. Оборудование и перераспределение помещений для создания условий занятиями различными видами деятельности: кабинет домоводства.
  3. Создание спортивного зала для проведения физкультурно – оздоровительных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное партнерство детского дома

        Детский дом существует не как изолированное от общества учреждение, а в тесной взаимосвязи с социальным окружением. Связь с внешней средой осуществляется по направлениям:

  1. Обучение воспитанников в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования.
  2. Обеспечение условий для развития воспитанников: использование возможностей учреждений культуры, физкультурно-оздоровительных учреждений.
  3. Сопровождение воспитанников детского дома специализированными центрами и медицинскими учреждениями.
  4. Укрепление материально-технической базы детского дома за счет благотворительной деятельности.
  5. Предоставление рабочих мест для воспитанников, профессиональная ориентация.
  6. Повышение квалификации педагогов детского дома.
  7. Информационное обеспечение деятельности детского дома.
  8. Профилактика правонарушений, противоправного и девиантного поведения воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура внешних связей детского дома

 

 

Стратегия развития социального партнерства делает необходимым разработку совместных программ и планов работы по основным направлениям деятельности детского дома, заключение договоров о сотрудничестве; расширение сфер сотрудничества.

 

SWOT-анализ технологии, используемых в образовательном процессе

         В таблице  приведен SWOT-анализ, используемых в образовательном процессе технологий.

Сильные стороны

В воспитательной работе накоплен опыт использования технологии коллективных творческих дел.

Созданы определенные традиции: традиционные праздники, трудовые дела.

Заданы направления воспитательной работы, ориентированные на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.

Слабые стороны

Использование опыта работы, накопленного детскими  домами Ставропольского края и РФ.

Доступность Интернет-ресурса для изучения опыта работы по развитию воспитательной системы.

 

Возможности

Подготовка и развитие программы « Подготовка выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатное сопровождение.

Угрозы,

Отсутствие адекватных эффективных технологий по формированию социальной компетентности  воспитанников детского дома, созданию условий для преодоления последствий депривации и трудностей социализации приведет к неготовности выпускников к самостоятельной жизни, и, следовательно, низкой оценке деятельности детского дома со стороны внешней среды .

 

  1. Разработана модель выпускника детского дома, включающую в себя планируемые результаты работы по подготовке к самостоятельной жизни.
  2. Разработан мониторинг отслеживания эффективности воспитательной деятельности;
  3. Разработана программа подготовки выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатное сопровождение.