^ Начало

Главное меню

Учебно – воспитательная

 

Общие сведения о детском доме

Полное наименование: государственное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, « Детский дом (смешанный) № 4 «Солнышко»

Дата основания: 2005 год.

Тип: образовательное учреждение.

Вид: детский дом.

Статус: государственное.

Учредитель: министерство образования  и молодежной политики  Ставропольского края.

Юридический адрес: 356126 Ставропольский край Изобильненский район пос.Солнечнодольск, бульвар Школьный , 11.

Лицензия (номер, дата выдачи, срок действия, кем выдана):  серия РО № 034370, регистрационный номер 1987 от 07 ноября 2011 года, срок действия бессрочная, выдана Министерством образования Ставропольского края.

Руководитель учреждения: Черномырдина Наталья Евгеньевна

Характеристика контингента: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Кол-во педагогических работников (без совместителей): 21 человек

Кол-во совместителей: 3 человека.

Награждены:

Отличник народного образования  -1человек

Почетная грамота министерства образования СК -2 человек

Образование:

высшее 11 человек

среднее специальное 10 человек

 учатся в ВУЗе 3 человека

Уровень квалификации:

высшая квалификационная категория -3 человека.

первая квалификационная категория -10 человек.

вторая квалификационная категория (соответствие занимаемой

должности) -2 человека.

без категории -9 человек.

Повышение квалификации:

Количество педагогических работников, прошедших курсы

повышения квалификации – 7 человек.

Сведения о педагогических кадрах по должностям:

воспитатели: 14 человек.

педагоги: 10 человек.

в т.ч. музыкальный руководитель: 1 человек.

инструктор по физическому воспитанию: 1 человек

Педагоги дополнительного образования 2 человека.

Директор 1 человек.

Заместитель директора по УВР 1 человек.

Заместитель директора по СР 1 человек.

Педагог - психолог 1 человек.

Социальный педагог 1 человек

Старший педагог дополнительного образования  1 человек.

Основополагающие документы по организации основной деятельности: Устав, Типовое положение об образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Программа развития детского дома на 2011-2016 гг;  Комплексная программа воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Духовность – основа социализации личности воспитанников детского дома»; « Здоровый мир».

Основные цели деятельности:

1. создание условий для развития целостной, свободной личности воспитанника, здоровой физически, нравственно, умственно, психически, способной к успешной социализации путем определения приоритетных направлений воспитания, обеспечения комплекса практических мер по решению проблем воспитания детей.

2. совершенствование воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации детей, формированию системы жизненных ценностей у воспитанников.

Решение поставленных целей планомерно осуществлялось при организации

следующих видов деятельности:

1. Учебно-воспитательной.

2. Научно-методической.

3. Организационно-управленческой.

4. Развития материально-технической базы учреждения.

Анализ учебно – воспитательной работы

В соответствии с Программой развития детского дома на 2011 – 2016 гг и Плана учебно-воспитательной работы на 2014 - 2015 уч.г. перед педагогическим коллективом стояли следующие задачи:

- Продолжить работу по уже имеющимся программам, применяя

наработанный опыт;

- Продолжить работу по картам индивидуального сопровождения и

по постинтернатной адаптации выпускников;

- Большое внимание уделять проектированию инновационной методической работы в детском доме.

Вести более углубленную работу по гражданско - патриотическому и правовому воспитанию, воспитанию толерантности, нравственному, семейном  воспитанию, используя новейшую литературу и имеющийся опыт.

Вести более углубленную работа по гражданско - патриотическому воспитанию, в связи с 70 - летнем Великой Победы.

Вести большую работу по пропаганде здорового образа жизни и профилактическую работу по правонарушениям.

Вести работу по социальной адаптации детей и интеграции их в социум, досуговой деятельности.

Продолжать работу по возвращению воспитанников в семьи, на основании программы «Фонд зашиты детей».

Модернизировать деятельность Семейного центра через реализацию

мероприятий в рамках целевой программы «Право ребенка на семью на 2011-2013 годы».

Основные подходы в учебно-воспитательной работе педагогов базировались на принципах личностно-ориентированного подхода с учетом возраста, интересов, способностей детей, уровня их воспитанности; реализации здоровьесберегающих и развивающих технологий. Совместно с психологом, воспитатели исследовали уровни сформированности интеллектуального, творческого, коммуникативного и других потенциалов. В 2014/2015 учебном году педагоги детского дома, используя разнообразные формы педагогической деятельности, вели работу по формированию активной жизненной позиции и становлению ценностных ориентации у воспитанников. В результате в целом отмечается положительная тенденция развития эмоционального фона семей, успешно идет процесс социальной адаптации, растет уровень активности и самостоятельности воспитанников

 

Уровень комфортности воспитанников ( в % )

показатель

2012 – 2013 уч.г.

2013 – 2014 уч.г

2014 – 2015 уч.г.

динамика

высокий

60

57

63

+3

средний

25

38

31

+6

низкий

15

5

6

-9

 

Уровень тревожности ( в % )

показатель

2012 – 2013 уч.г.

2013 – 2014 уч.г

2014 – 2015 уч.г.

динамика

норма

53

59

50

-3

несколько повышен

22

18

20

-2

высокий

10

11

5

-5

очень высокий

7

5

2

-3

чрезмерное спокойствие

8

7

23

+15

 

В 2014-2015 уч.г отмечается снижение роста результатов школьной успеваемости

воспитанников, что свидетельствует о снижении уровня школьной мотивации детей, а также зачислением в учреждение воспитанников с интеллектом ниже нормы.

Уровень школьной мотивации за период 2012 – 2015 уч.г (в %)

 

высокий

хороший

положительный

низкий

дезадаптация

2012 – 2013

18

28

24

27

3

2013– 2014

20

25

21

29

5

2014 - 2015

11

20

22

31

16

 

Данные изучения уровня школьной мотивации свидетельствует о низких показателях к школьной мотивации. Это связано с тем, что у ребят в школе мало друзей, их не устраивают взаимоотношения в классе. В связи с этим возникают конфликтные ситуации между детьми.

Уровень воспитанности оценивался по следующим показателям:

 Отношение к своему физическому здоровью

 Эстетическое отношение к действительности

 Патриотическое отношение к Родине.

 Отношение к делу

 Отношение к людям

 Отношение к себе

 Волевые качества личности

 Положение в группе

 Культурно – гигиенические навыки

 Социально – бытовые навыки

 Навыки культуры поведения

Уровень воспитанности детей (в баллах)

 

2012 - 2013

2013 - 2014

2014 - 2015

динамика за 3 года

семья №1

2,9

3

3,9

+1,0

семья №2

3,9

3,5

4,0

+0,1

семья №3

3,5

3,0

3,4

-0,1

семья №4

3,7

3,8

3,9

+0,2

семья № 5

3,7

3,6

4,0

+0,3

общий

3,6

3,5

3,8

+0,2

Анализ проведѐнного исследования позволил определить средний результат уровня воспитанности детей. Среди воспитанников он равен 3,9 баллам и соответствует среднему уровню. По итогам исследования выявлена динамика повышения уровня воспитанности детей.

По оценке воспитателей среди детей выявлены воспитанники с разными уровнями воспитанности, при этом большинство детей имеют средний уровень.

Таблица №7

уровень воспитанности

2012 - 2013

2013 - 2014

2014 - 2015

динамика за 3 года

высокий

8%

19%

30%

+22

средний

40%

42%

46%

+6

низкий

40%

30%

21%

-19

недопустимый

12%

9%

3%

-9

По количественному составу выявленных в ходе исследования групп детей по уровню воспитанности можно сделать вывод о повышении количества воспитанников с высоким уровнем воспитанности в сравнении с 2013/14 на 22%, а так же увеличении детей со средним уровнем воспитанности на 6%. Количество детей с низким уровнем воспитанности в сравнении с исследованием 2013- 2014года снизилось на 19%.

Выявленные результаты показывают, что еще имеются дети с недопустимым уровнем воспитанности, но большинство детей имеют средний уровень воспитанности, для которых свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция ещѐ отсутствует.

Проведѐнное исследование позволило определить уровень воспитанности детей по семьям:

Семья

Балл

Уровень воспитанности по семье

№ 1

3,9

Средний

№ 2

3,7

Низкий

№ 3

4,0

Средний

№ 4

4,0

Средний

№ 5

4,0

Средний

Данные показатели свидетельствуют об оптимальном уровне воспитанности детей во всех группах, но низким уровнем воспитанности в 2 – й семье, так как совсем недавно в эту семью прибыли новые дети, отличающиеся своей ассоциальностью и низким уровнем воспитанности, обусловленные их педагогической запущенностью.

С целью повышения уровня воспитанности детей и устранения выявленных проблем в воспитанности детей, необходимо:

- педагогическому коллективу детского дома продолжить систематическую работу по повышению уровня воспитанности детей;

- воспитателям в группах взять проблему воспитанности детей на контроль.

- формировать у них желание изменить отношение к учѐбе, общественным нормам, к прекрасному и к себе, в позитивную сторону.

В 2015/2016 учебном году необходимо продолжать работу по взаимодействию между общеобразовательными школами и детским домом, своевременно контролировать посещаемость детьми уроков. Необходимо осуществить ряд мероприятий направленных на повышение уровня школьной мотивации у воспитанников, в том числе воспитателям, при тесном контакте с педагогами школ, необходимо продолжать осуществление системы мер по формированию здоровых и добрых взаимоотношений между нашими воспитанниками и их одноклассниками.

Осуществляя воспитательную работу, педагоги использовали разнообразные

формы: практикумы, воспитательские часы, тематические вечера, экскурсии, коллективные творческие дела, познавательные и ролевые игры, советы семей и т.д.

Воспитательная работа велась по следующим направлениям:

1. Общедетдомовские праздники и традиционные мероприятия.

2. Организация дополнительного образования.

3. Развитие детского самоуправления.

Наши достижения

15.09.14 -      

  • Танкова Ол. (вокал, Селезнева Е.А.) – обладательница гранта Целевой программы «Одаренные дети». П.Солнечнодольск
  • Огородник К. («Мастерица», Масляева Г.Н.) – обладатель гранта Целевой программы «Одаренные дети». П.Солнечнодольск
  • Гаврилова К. («Мастерица», Масляева Г.Н.) – Почетная грамота
  • Щетинина Е. (вокал, Селезнева Е.А.) – Почетная грамота
  • Кулакова Е. (вокал, Алексеева Л.Н.) – Почетная грамота
  • Гаврилов В. («Мастерица», Масляева Г.Н.) – Почетная грамота

                 

21.09.14. – Пьянзов Н. принял участие в турнире по футболу «Кожаный мяч» п.Солнечнодольск.

25.10.14 – Огородник К. и Пьянзов Н. приняли участие в районных соревнованиях по футболу (футбол, Морозов А.П.)

07.01.15. – Гаврилова Д., Печенкина Д., Ковтун Л. и  Гаврилова К. приняли участие в концертной программе Храма Иконы Казанской Божьей Матери (Рождество). Девочки являются ученицами «Воскресной школы».

17.02.15 – Байрамкулов Ар., Танкова О., Танкова Ок., Щетинина Е. – Диплом юного художника за участие в смотре рисунков, посвященном Дню защитника отечества, п.Рыздвяный ДК и С

01.04.15. – Огородник К., Гаврилов В., Огородник А., Танкова О., Волобуев А., Кулакова Е., и Танкова К. («Мастерица», Пономарева О.В.» приняли участие в выставке – ярмарке «Горница мастеров» п.Солнечнодольск.

04.04.15 – Щетинина Е. (вокал, Селезнева Е.А.) – Диплом 2 степени фестивале – конкурса «Я помню! Я горжусь!» к 70-летию Великой Победы, п.Солнечнодольск

24.04.15 –

  • Щетинина Е., Печенкина Е., Танкова Ол. (вокал, Селезнева Е.А.) – Диплом за участие в Фестивале детского творчества «Хрустальный башмачок», г.Изобильный
  • Кулакова Е. (вокал, Чумаченко А.А.) Диплом за участие в Фестивале детского творчества «Хрустальный башмачок», г.Изобильный
  • Танкова К., Танкова Ок., Печенкина Е., Огородник А. (хореография «Мечта», Калинина Е.В.) Диплом за участие в Фестивале детского творчества «Хрустальный башмачок», г.Изобильный

30.04.15 – Щетинина Е., Печенкина Е., Танкова Ол., Кулакова Е., (вокал, Селезнева Е.А.), Танкова К., Танкова Ок., Печенкина Е., Огородник А. (хореография «Мечта», Калинина Е.В.) Благодарственное письмо за участие в мероприятии посвященном 70-ю Великой Победы в детском саду «Ласточка», г. Изобильный

09.05.15 – Щетинина Е. открывала гала – концерт посвященный 70-ю Великой победы, п. Солнечнодольск

09.06.15. –приняли участие в районом конкурсе рисунков и сочинений «Я – гражданин России».

Краевые, всероссийские и международные конкурсы:

14.02.15 – Печенкина Д. («Агат», Масляева Г.Н.) – дипломант 3 степени в номинации «И и ДП творчества» международного конкурса «Талант - 2015»

14.04.15 - Все воспитанники приняли участие в акции – конкурсе «Моя семья», ГБОУ«КПЩ» г.Ставрополь

14.04.15 – Кулакова Е. (вокал, Чумаченко Л.А.) –

  • Диплом за участие в краевом фестивале художественного творчества «Созвездие», г.Ставрополь
  • Диплом 2 место в краевом фестивале художественного творчества «Созвездие» в номинации «Вокальная»,  г.Ставрополь

17.04.15 - Приняли  участие во Всероссийском фестивале - конкурсе «Национальное достояние - 2015», г.Чебоксары

  • Танкова К., Огородник А., Ковтун Л., Гаврилова К. («Мастерица», Пономарева О.В.) – Дипломанты 1 степени в номинации  «Изобразительное и декоративно – прикладное творчество»
  • Бардакова Л., Балюкова В. («Мастерица», Пономарева О.В.)  – Дипломанты 2 степени в номинации  «Изобразительное и декоративно – прикладное творчество»
  • Волобуев А., Гаврилов В., Чернов А. («Мастерица», Пономарева О.В.) – Лауреаты 2 степени в номинации  «Изобразительное и декоративно – прикладное творчество»
  • Огородник К., Танкова Ок. («Мастерица», Пономарева О.В.) – Лауреаты 3 степени в номинации  «Изобразительное и декоративно – прикладное творчество»
  • Печенкина Е., Танкова Ол. (вокал, Селезнева Е.А.) - Дипломанты 2 степени в номинации «Эстрадный вокал»
  • Печенкина Е.,(вокал, Селезнева Е.А.) - Дипломант 2 степени в номинации «Песни композитора Ермолова»
  • Щетинина Е. (вокал, Селезнева Е.А.) - Дипломанты 2 степени в номинации «Патриоты отчизны»
  • Щетинина Е. (вокал, Селезнева Е.А.) - Дипломанты 1 степени в номинации «Великая победа»

18.04.15 – Все воспитанники от 7 до 16 лет приняли участие в гражданско – патриотической  акции «Письма ветеранам Украины», г.Ставрополь

26.04.15 - Щетинина Е. (вокал, Селезнева Е.А.) – Диплом за участие в краевом конкурсе - фестивале «Ветер Победы» к 70-летию Великой Победы, п.Солнечнодольск

19.03.15. –. приняли участие в V Международном конкурсе – фестивале сценического и художественного искусства «Верь в свою звезду» г.Георгиевск.

  • Танкова О., Танкова Ол., Танкова К., Балюкова В., Бардакова Л. Огородник К., Танкова Ок. («Мастерица», Пономарева О.В.) – Лауреаты 1 степени в номинации  «Изобразительное и декоративно – прикладное творчество»
  • Гаврилов В., Гаврилова К., Гаврилова Д. Огородник К., Танкова Ок. («Мастерица», Пономарева О.В.) – Лауреаты 2 степени в номинации  «Изобразительное и декоративно – прикладное творчество»

 

Вывод:  Анализируя работу по дополнительному образованию можно отметить активное участие детей всех групп.  Руководителям кружков необходимо совершенствовать свою работу, вовлекая как можно больше детей в систему дополнительного образования, подчеркивать значимость и необходимость того или иного вида деятельности, к планированию и организации занятий подходить творчески, использовать нетрадиционные, нестандартные формы работы. Воспитателям вовлекать воспитанников в кружки и секции.

Анализ деятельности библиотеки

 В течение учебного года библиотека детского дома работала над реализацией Программы развития библиотеки детского дома на 2014-2015 гг. в постоянном режиме.

На достаточно высоком уровне решались следующие задачи:

1. Обеспечение читателей учебной, методической и иной литературой.

2.Популяризация среди воспитанников чтения книг и периодических изданий.

3.Оказание методической и организационной помощи педагогам в воспитательном процессе.

4. Накопление и систематизация библиотечного фонда через организацию подписки на периодические издания, а также приобретение необходимой литературы за счет бюджетных и внебюджетных средств. В ходе решения поставленных задач была проведена большая работа.

На протяжении 2014-2015 годов наблюдается увеличение библиотечного фонда по цифровым образовательным ресурсам. При этом ежегодное общее уменьшение экземпляров связано с постепенным старением литературы и списанием непригодных к использованию и устаревших изданий.

Работа с библиотеки с читателями

направления

воспитанники

воспитатели

2011– 2012 уч.г

2012 – 2013 уч.г

2013 – 2014 уч.г

2014 – 2015 уч.г

всего посещений

 

2073

2094

504

538

из них:

1 семья

21 – 3%

16 – 2%

42 – 27%

52 – 32%

 

2 семья

667 – 100%

663 – 100%

156 – 100%

161 – 100%

 

3 семья

305 – 46%

433 – 65%

56 – 36%

126 – 78%

 

4 семья

667 – 100%

663 – 100%

156 – 100%

161 – 100%

 

5 семья

652 – 98%

659 -99%

123 – 79%

94 – 58%

выдано литературы

 

 

 

 

 

 

учебной

22 экз.

383 экз.

 

68 экз.

 

художественной

903 экз.

772 экз.

158 экз.

137 экз.

 

методической

-

-

96 экз.

87 экз.

 

журналы, газеты

349 экз.

384 экз.

500 экз.

246 экз.

 

Итоги работы с читателями показали, что самыми читающими оказались

воспитанники 2 и 4 семьи. Среди педагогов титул самых читающих принадлежит воспитателям 2 семьи.

В течение года проводилась проверка учебной литературы выданной

воспитанникам. В результате можно сказать, что самыми бережливыми являются воспитанники 2, 4 семей.

В течение года с воспитанниками была организована индивидуальная работа, которая была направлена на улучшение техники чтения и развития критического мышления. Вместе с индивидуальной работой проводилась и групповая. За отчетный период были проведены: беседы, литературные композиции, круглые столы, экскурсии в библиотеки поселка; тематические выставки художественной литературы, посвященные различным праздникам и событиям.

Традиционно и интересно была организована и проведена Неделя детской книги.

Организованна выставка 70 лет Победы.

Более чем востребованными как детьми, так и педагогами оказались ресурсы глобальной информационной системы.

 

Характер работы

процент выполнения

работа с пользователями

100%

духовно – нравственное, историко – патриотическое, гражданское воспитание воспитанников детского дома

85%

экология. Здоровый образ жизни

95%

литература. Искусство

100%

в помощь учебному процессу

98%

профориентация

98%

организауия досуга

100%

работа с фондом

91%

справочно – библиотечная работа

86%

развитие и реклама библиотеки

         96%

профессиональное развитие сотрудников детского дома. Взаимодействие с библиотеками поселка и другими организациями

100%

Итого:

95%

 

 

Подробнее ...

Подробнее ...

Подробнее ...

Актуальность программы развития

 

Проблема социального сиротства остается одной из острейших проблем в России. С каждым годом увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты относятся к числу наиболее уязвимых категорий детей. Создание условий для полноценного развития личности ребенка, нивелирующих последствия социально-психологического феномена сиротства, подготовка его к самостоятельной жизни, обеспечение успешности в постинтернатный период являются актуальными задачами, как для региональных властей, так и специалистов, работающих с этой категорией детей. В «Концепции предупреждения социального сиротства»  отмечается, что состояние учебно-воспитательного процесса в сиротских учреждениях нуждается в значительном совершенствовании. Опыт работы детских домов показывает, что вхождение выпускников в самостоятельную жизнь и решение стоящих перед ними жизненных задач затруднено и не всегда проходит успешно. Следует помнить, что во многом настоящий выпускник является результатом многолетней деятельности образовательных учреждений для детей-сирот. Современные педагоги-исследователи пришли к твердому убеждению, что воспитание успешно, если оно системно.

Традиционные средства и методы работы с учащимися-школьниками и воспитательная система школ не могут быть ориентиром в организации воспитания детей-сирот. Детский дом – это особое образовательное учреждение, которое становится для детей основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение ими социального опыта, формирование основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности. В силу особенностей развития детей-сирот детскому дому необходимо иная, чем в другом общеобразовательном учреждении, воспитательная система.

Таким образом, сегодня перед государством и обществом стоит задача - выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы, развития всех задатков и способностей, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, тем самым, компенсируя отсутствие родительской заботы. Все вышеизложенное актуализирует проблему создания гуманистических воспитательных систем в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На наш взгляд, в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к социальному становлению подрастающего поколения, к решению проблем социального сиротства, с одной стороны, и консерватизмом и инертностью педагогических систем образовательных учреждений для детей-сирот, недостаточной теоретической и практической разработанностью механизмов управления развитием воспитательных систем учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, с другой стороны.

         На основании выявленных противоречий определена проблема организационно-педагогического обеспечения процесса управления развитием воспитательной системы детского дома. В рамках данной проблемы была сформулирована тема Программы развития детского дома: «Развитие воспитательной системы детского дома, способствующей формированию социальной компетентности и готовности  воспитанников к самостоятельной жизни»

Успешность социального становления и адаптации выпускника зависит от социально-психологической готовности выпускника к самостоятельной жизни. Интегративным показателем готовности к самостоятельной жизни выступает социальная компетентность. Показателем социальной компетентности является уровень развития социальных навыков и умение адекватно их использовать в различных жизненных ситуациях. То есть взять на себя выполнение определенных социальных ролей взрослой жизни.

Мы считаем, что инновационными подходами при формировании социальной компетентности воспитанников при построении и воспитательной системы детского дома являются:

  • Развитие социальной компетентности через деятельность клубов по интересам: "Семейный клуб", "В мире профессии", "Здоровый образ жизни", "Юный экономист. Совместная деятельность детей и взрослых в клубах будет способствовать развитию интересов детей, их самостоятельности, социальной компетентности.
  • Интеграцию воспитанников в социальное окружение через различные формы  сотрудничества с социальными партнерами детского дома.

 

Подробнее ...